6_h_h (6_h_h) wrote,
6_h_h
6_h_h

Category:

Автомобили в Российской империи

Журнал "Автомобилист" (1912) сообщает, что что на 15 ноября состояло: Автомобилей частного пользования 1183 Таксомоторов 296 Казенных автомобилей 119 Всего 1598 К 1-му января это количество увеличелось примерно на 100 автомобилей. За 1911 год в Петербурге количество автомобилей увеличилось на 542 автомобиля.(ссылка)
***
Количество автомобилей в мире на 1914 год (ссылка)
Соединенные Штаты1 300 000
Англия245 000
Франция100 000
Германия57 000
Канада46 000
Австралия15 000
Австрия13 000
Италия12 000
Аргентина10 000
Россия10 000
Бельгия10 000
Дания8 000
Испания8 000
Швейцария5 000
Швеция5 000
Мексика4 000
Китай1 000

Обратим внимание, что 10 000 автомобилей в России (9-е место) - это количество автомобилей в стране вообще. Сколько автомобилей было произведено в России? БСЭ на эту тему сообщает (статья "Автомобильная промышленность")
Дореволюционная Россия не имела своей А. п. как специализированной отрасли производства. Русско-балтийский вагоностроительный завод в Риге, освоивший выпуск автомобилей в 1908, за время своей работы (до эвакуации в 1915) выпустил всего 451 легковой автомобиль и небольшое количество грузовых и специальных автомобилей. В августе 1915 в России на основе государственного кредита возникли 5 компаний, имевших целью организацию автомобильного производства для обеспечения потребностей армии. Было начато строительство автозаводов: в Москве — завода Автомобильного московского общества (АМО), под Москвой — завода правления "Руссо-балта", в Рыбинске — завода "Русский Рено", в Ярославле — завода В. А. Лебедева, в Ростове-на-Дону — Аксай. На всех этих заводах со 2-й половины 1916 предполагалось выпускать 6750 легковых и 3750 грузовых автомобилей в год, но ни один завод к этому времени ещё не был полностью построен.
Итак, из 10 000 автомобилей России в 1913 году где-то 400 (451 минус то, что было произведено в 1914-15 гг.) были собственно российскими. Однако БСЭ говорит только об одном заводе, о том, что выпускал "Руссо-балт". Вот такие.

Вот здесь я нашёл большой список всех, кто производил автомобили в Российской империи. К сожалению, данных по количеству автомобилей, выпущенных каждым предприятием, нет.
Аксай. Нахичевань. 1903-1904, 1917
АМО. Москва. 1916-1919
Богатырь, (Челышев). Мытищи. 1915-1917
Боков. Таганрoг. 1910
Бромлей. Москва. 1901-1917
Булаков. С. Петербург. 1898
Дукс, (Dux). Москва. 1901-1910
Желтухов и Прейс. Москва. 1912
Ижорский. Петроград. 1914-1918
Ильин, (Russo-Buire). Москва. 1904, 1909-1912
Интернационал, (International). Варшава. 1903-1904
Кейс, (Case). Одесса. 1912
КЗВС, (Becos). Мытищи. 1917
Кулак. Смоленск. 1910
Кузьмин. С. Петербург. 1900
Лебедь, (Лебедев). Ярославль. 1917
Лейтнер, (Россия, Leutner, Russia). Рига. 1901-1907, 1909
Лесснер, (Daimler-Lessner). С. Петербург. 1904-1909
Лидтке, (Унион, Richard-Union). С. Петербург. 1901-1902
Линдстрём, (Lindstrцm, Korvensuu). Гельсингфорс. 1913
Лист. Москва. 1907-1910
Лундберг-Васильев. Москва. 1902
Лукас, (Lucas). Петроград. 1916-1917
Материкин, (Самокат). С. Петербург. 1909-1910
ММЕ. Москва. 1914
Нобель, (Русский Дизель). С. Петербург. 1910
Орел. Орел. 1909-1910
ОСШ, (МОСШ). Ораниенбаум. 1915-1916
Парвиайнен. С. Петербург. 1911
Петунин. Верхняя Тура. 1914
Победа. С. Петербург. 1902-1905
Политехник. С. Петербург. 1903-1905
Пузанов. С. Петербург. 1901
Пузырев. С. Петербург. 1912-1914
Путилов. Петроград. 1917-1919
Романов, (Романов и Фрезе). С. Петербург. 1899-1901
РУПО, (Ольденбургский). С. Петербург. 1902
Русский Рено, (Renault Russe). Рыбинск. 1916
Русско-Балтийский, (Русско-Балт, Руссо-Балт, Russo-Baltique). Рига, Петроград. 1909-1918
САУ. Саратов. 1903
Свердлов. С. Петербург. 1911
Семевский и Гох. Орел. 1909
Сила и Свет. С. Петербург. 1885
Скавронский. С. Петербург. 1903
Скания-Вабис, (Автогруз, Scania-Vabis). С. Петербург. 1914-1916
Старлей-Психо. С. Перербург. 1898-1901
Стасюлевич. Одесса. 1909
Тихонов. С. Петербург. 1910
Фейтельберг, (Feitelberg). Рига. 1904-1909
Феникс. С. Петербург. 1914
Филиппов. Москва. 1913
Фрезе. С. Петербург. 1896-1907
Чепурин. Благовещенск. 1914
Шукерт, (Schuckert). С. Петербург. 1903-1907
Юшков. 1903-1907. Москва. 1915
Яковлев, (Яковлев и Фрезе, Яковлев и Лидтке). С. Петербург. 1896-1898, 1902
Яковлев, (Яковлев П. Д.) С. Петербург. 1907-1910
Заметим, что на многих заводах автомобили могли и не производиться. Здесь могли разрабатывать кузова, экспериментировать с моторами и т.п. Или же произвести 20 автомобилей (завод Лейтнера). Или 100 (завод Лесснера).(ссылка)
Таким образом, количество автомобилей, производимых в Российской империи, было очень и очень небольшим. Развёрнутое во время первой мировой войны производство - около 20 000 автомобилей - было сборкой из иностранных комплектующих.
PS Если закапываться  в тему, то немало можно извлечь из книги Канунникова С.В.Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М., 2007., которая есть на Яндекс-Словарях.
Tags: история России
Subscribe

  • О безоружных обывателях в России

    Бытует устойчивое мнение о том, что всякое государство ненавидит вооруженных людей - дескать, над безоружными легче властвовать. В самом деле, что…

  • Изречение великого философа.

    «Раб, сознающий свое рабское положение и борющийся против него, есть революционер. Раб, не сознающий своего рабства и прозябающий в молчаливой,…

  • Большой петровский загиб

    Неоднократно встречал упоминания о нём, но до самого текста добрался только сейчас. По ссылке большие пертровские загибы в нескольких вариантах.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments